Тема урока: «Петербург Достоевского»

Цели урока: 1.Проследить влияние безотрадных картин города.

2. Продолжить работу по развитию навыков анализа художественного текста.

3. Развивать интерес к предмету.

                    План урока.

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа над эпиграфом.

III. Составление схемы по теме урока.

IV. Выступления учащихся.

1. История основания Петербурга. Внешний облик города.

2. Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина.

3. Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя.

4. Образ Петербурга в лирике Н.А. Некрасова.

V. Образ Петербурга в романе Достоевского.

1. Пейзажи.

2. Сцены уличной жизни.

 3. Интерьеры.

4. Работа над эскизами художников.

5. Петербург – город детей.

VI. Творческая работа.

VII. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание.

                             Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Сообщение темы и цели урока.

II. Работа над эпиграфом.

                  Город пышный, город бедный,

                  Дух неволи, стройный вид,

                  Свод небес зелёно-бледный,

                  Сказка, холод и гранит.

                                                  А.С. Пушкин.

- Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.С. Пушкина. Русской литературе северная столица виднелась «фантастическим» городом; в его едином образе совмещались и переходили друг в друга до крайности противоположные образы – величия и ничтожества, бюрократическая махина императорской власти и тёмная жизнь петербургских трущоб…

III.Составление схемы по теме урока.

                                Петербург Достоевского

                                           Пейзажи                                               

                                   Сцены личной жизни                                                

                                           Интерьеры

IV. Выступление учащихся.

История основания Петербурга.

       Внешний облик города.

Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина.

Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя.

Образ Петербурга в лирике Н.А. Некрасова.

V. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    1. Пейзажи.

Учитель: Ф.М. Достоевский считал Петербург «самым фантастическим городом на земле».  В романе «Преступление и наказание» Петербург – равноправный герой среди других персонажей, он порождает и питает «безобразную мечту» нищего студента Раскольникова. Вы уже знаете, что пейзаж в произведениях играет большую  роль.

- Какую именно роль играет пейзаж в произведении?

Учитель: Помогает автору передать настроение и чувство героев.

Учитель: В романе Достоевского тоже неоднократно даётся описание летнего пейзажа города. Выразительно прочитайте отрывки, связанные с описанием летнего города.

- Какие слова являются ключевыми в этих описаниях?

- Какое ощущение испытали вы, читая эти строки?

Учитель: Читая эти строки, я испытывал нехватку воздуха, на память мне постоянно приходили слова Порфирия: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху-с, воздуху-с…».

Учитель:  Итак, мы видим, что человек задыхается под тяжёлым петербургским небом. В романе нет традиционных пейзажей. Атмосфера Петербурга, передана так, что объясняет читателям , на какой почве формировался душевный мир героев. Кажется, что ядовитые испарения большого города проникли в мозг нищего студента и породили а нём мысль об убийстве. Пьянство, нищета,  порок, ненависть, злоба – всё тёмное дно Петербурга – ведут Раскольникова в дом жертвы.

- На каких одних и тех же деталях построены все описания городских улиц?

Ученик: Все описания городских улиц построены на одних и тех же деталях – страшная  жара, пыль, дурные запахи, пёстрая толпа, зной, духота, зловоние заставляют человека чувствовать себя словно запертым в каменном мешке. В голове рождаются бредовые идеи.

- Найдите и прочитайте строки, где повторяется предыдущая картина летного города.   (С. 187, с. 126.)

Городской пейзаж оказывал огромное влияние  на жителей города.

 Учитель: Петербург – город насилия  над слабыми. Люди живут в мире непонимания, равнодушия. Они отупели от тяжёлой жизни. Но  куда бы ни повёл нас отношению друг к другу. Видя страдания, боль, горожане либо безразличны, либо с каким-то звериным любопытством и звериным любопытством и злорадной насмешкой наблюдают за происходящим.

   2. Сцены уличной жизни ( ч. 1., гл. 1, ч.2, гл.2)

Чтение отрывков из романа.

Но все герои не равнодушны к тому, что окружает их. Не случайно в самую страшную минуту жизни Раскольников думает о благоустройстве города: о высоких  фонтанах и парках.

-Что хочет автор сказать этим?

Ученик: Герой, а значит и автор мечтает о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившее м дух здорового общества.

3. Интерьеры              

Достоевский повязывает не только публичную уличную жизнь Петербурга, но и скрытую от посторонних глаз домашнюю, частную жизнь…

1) Чтение отрывков, связанных с описанием комнаты Раскольникова.

2)  Чтение отрывков, связанных с описанием комнаты Мармеладовых.

3) Чтение отрывков, связанных с описанием комнаты Сони.

- Какие  эпитеты здесь преобладают?

- Для чего автору понадобилось так подробно описать освещение в комнатах?

Ученик: 1) Оно показывает зыбкость и неустроенность героев, их комнаты находятся в постоянном полумраке. Освещается они то огарками свечи, то косыми лучами солнца.

2) Мы по себе знаем, что когда находишься в тёмном помещении, испытываешь страх, к4акое-то напряжение! Вот в таком постоянном напряжении находились и обитатели коморок, как назвал их Достоевский.

3) Я считаю, что именно эта ужасная обстановка т способствовала тому, что у Раскольникова созрел план убийства.

 Учитель: У героев вообще нет собственного дома, как такового, - и Раскольников, и Мармеладовы,   и Соня живут в съёмочном жилье. Это временное пристанище, в котором они чувствуют  себя крайне дискомфортно. Но это лучше, чем вообще без крыши над головой.

Вывод: Их сказанного выше видно, что интерьер, как и городской пейзаж, и публичная уличная жизнь, не только рисует быт низов, но и связан с раскрытием психологии героев.

   4. Работа над эскизами художников.

- Обратите внимание на то, что преобладающие цвета здесь – чёрные и серые. Как вы думаете, почему?

Ученик: Жизнь, описанная в романе, невозможно изобразить в других тонах: нищету и мучения нельзя по-другому выразить.

Лишь изредка в романе появляется  другой Петербург (чтение отрывков)

Учитель: Герои Достоевского, живущие в подвалах на петербургских окраинах, не видят зелени, полей и лесов, солнечных лучей, не дышат свежим воздухом. Вид чуждого, недоступного им мира вызывает болезненные ощущения, заставляют с болью осознать, насколько их жизнь отличается от великолепной панорамы.

  5. Петербург – город детей.

Учитель: Петербург – это город не только взрослых, но и детей. Скажите, могут ли быть счастливы здесь дети?

Ученик: Я хочу ответить словами Раскольникова: «Неужели не видала ты здесь детей, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Тем детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор».

- Как вы думаете, в наше время жизненные условия влияют на детей или нет. (Сообщение по личным впечатлениям).

Учитель: Петербург в романе Достоевского  - не только город униженных и оскорбленных, но и город людей сытых, владык жизни. Это и мошенник Кох, скупающий у старухи-процентщицы просроченные вещи; купец Юшин, Луиза Ивановна и Дарья Францевна, торгующие женщинами. Это Лужин, Свидригайлов.

- Оказала ли общая атмосфера жизни города какое-либо влияние на них или нет?

Ученик: Я считаю, что влияние города на этих людей огромное, потому что здесь царили вседозволенность, господствовало зло. А в каких условиях обычно привольно живётся людям.

Вывод: Итак, всё в городе несёт на себя печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорблённых, страшная нищета, надругательства над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Так, как живут эти люди, человек жить не может.

VI. Творческая работа.

Написать небольшой текст на тему «Каким предстал передо мной Петербург?»

1. Самостоятельная работа.

2.   Проверка работ.

VII.Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание.

Hosted by uCoz