Цели урока:
1. проверить знания учащихся по теме «Род имен существительных и род имен прилагательных»;
2. Повысить производительность работы учащихся;
3. Развивать познавательный интерес к живой природе.
Оборудование: карточки, рисунки птиц, перфокарты, картина «Зима», книга «Книга природы».
Ход урока-путешествия.
I. Сообщение темы и цели урока-путешествия.
- Сегодня проведем урок-путешествие в страну «Род имен существительных и род имен прилагательных». Цель нашего урока выявить «лучших знатоков» этой темы, посмотрим над чем еще поработать.
Ребята, путешественники должны быть людьми сообразительными, знающими, находчивыми, дружными, благородными, бережными, смелыми.
Поэтому я должна вас проверить, а есть ли среди вас такие?
Теперь скажите мне, что вы знаете об имени существительном.
(Учащиеся рассказывают все об этой части речи. После каждого ответа я произношу слово: «кто больше?» при затруднении задаю вопросы.)
II. Работа с карточками (м.р., ж.р., с.р.)
Называю слова—существительные, а ученики определяют род и поднимают карточку: календарь, автомобиль, площадь, зелень, космонавт, победа, смелость, водитель, усталость, пламя, солнце, камыш, ночь, товарищ, речь.
III. Упражнение-соревнование «Кто больше запишет слов за 1 минуту женского рода, мужского рода, среднего рода.»
Слова прочитать.
IV. Игра «Поле чудес».
- А теперь на урок пришла игра «Поле чудес». Я вам загадаю вопросы, вы должны отгадать, написать в эту полоску, узнать род.
1. какую птицу считают символом красоты? (Лебедь.)
2. “Вещая птица”. (Ворона.)
3. “Птица—вестник весны”. (Грач.)
4. “Птица, приносящая счастье”. (Аист.)
5. “Какая птица выводит зимой птенцов?” (Клёст.)
V. Игра-диктант «Кто больше запомнит».
Читаю слова, учащиеся пишут под диктовку: Воробей, соловей, горох, учитель, водитель, читатель, смелость, трудность, хитрость, стриж, чиж, дочь, малина, калина, солнце.
После письма ученики считают сколько слов написали, затем проверяют по доске. Затем определяют род имен существительных, потом ученики читают вслух.
VI. Игра-ярмарка.
На ярмарке продают разный товар: животных, птиц, фрукты, овощи, игрушки и многое другое.
Для продажи каждого вида товара выделен определенный ряд.
Мы попали в ряд птиц. Каких только птиц мы не видим!
Все вы будете покупателями. Вы можете купить понравившуюся только тогда, если правильно определите род существительных.
(Выставляются птицы: лебедь, глухарь, голубь, выпь, снегирь, свиристель, коростель, журавль, поползень).
VII. Работа с перфокартами на правописание мягкого знака после шипящих. (10 перфокарт.)
VIII. - А теперь я вам прочитаю четверостишие, а вы догадайтесь о какой части речи.
Хожу я по базару
Ищу себе я пару.
Помогите мне друзья!
Ведь без пары мне нельзя.
Учащиеся рассказывают об имени прилагательном.
Вопросы классу.
IX. Работа картами.
Какие окончания принимают прилагательные женского рода? -ая, -яя.
Какие окончания принимают прилагательные мужского рода? -ой, -ий, - ый.
Какие окончания принимают прилагательные среднего рода? -ое, -ее.
X. Работа с картами.
Показываю картинки деревьев, цветов, птиц, а ученики подбирают прилагательные и записывают в тетради словосочетания.
Дуб могучий (м.р.), рябина красная (ж.р.), берёза стройная (ж.р.), платье красивое (ср.р.).
XI. Работа по развитию речи.
- А теперь к нам на урок пришла гостья. А угадайте её по признакам. Послушайте.
Лес и поле белые,
Белые луга
У осины заснежённой
Ветка как рога. (Зима.)
Какие признаки помогли узнать.
Вот наша гостья — волшебница — зима. Внимательно посмотрите на неё, составьте предложения, в которых были бы имена прилагательные.
Вот предложения детей.
Пришла сказочная зима.
Землю покрыл белый пушистый снег.
Сосны и ели стоят зелёные.
На рябине висят красные гроздья ягод.
Под кустом спрятался белый заяц.
Тихо крадётся лиса.
По лесу бежит крупный лось.

XII. А сейчас сами напишите 3 словосочетания: прилагательное + существительное в мужском, женском и среднем роде (укажите род).
XIII. Игра-отдых «Сказочное царство».
Описать цветок. Какие цветы занесены в «Красную книгу».
XIV. Теперь я вижу, что вы научились определять род имен существенных и род имён прилагательных.
XV. Итог урока-путешествия.
Назвать «лучших знатоков» темы.
Дополнительная работа по отгадыванию загадок и пословиц.
Тёплое, ласковое, круглое, жёлтое, далёкое — солнце.
Сочное, румяное, вкусное, красное—яблоко.
Я– чёрный, красный, жёлтый, синий.
Я с начинкой твердой в середине
Я с острым ножиком кружу
И, что хочу изображу. (Цветной карандаш).
Он пушистый, серебристый
Белый, белый, чистый, чистый
Ватой наземь лёг (снег).
Закончите пословицы, подбирая по смыслу прилагательные.
Речь хороша короткая, а верёвка длинная.
У ленивой лошади всегда, повозья тяжёлые.
 
Hosted by uCoz